Практика использования стандартных источников света
Цель работы: изучение основных приемов создания, настройки источников света в 3D Studio Max.Создание источника света
Создайте плоскость для имитации поверхности. На ней установите объект типа Teapot.Первыми мы рассмотрим источники Spotlight. Они бывают Target (направленные) и Free (свободные). Разница заключается в том, что направленный источник имеет вспомогательный объект Target, который как бы "нацеливает" источник света. Мы воспользуемся направленным источником света, т.к. его легче направить в нужном направлении.
С помощью меню Create -> Standart Lights -> Target Spotlight создайте источник "направленный прожектор" и установите его как показано на рисунке 1.
![Работа с материалами и освещением: Создание сцены](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-1.gif)
Визуализируйте сцену. Результат визуализации можно увидеть на рисунке 2.
![Работа с материалами и освещением: Визуализация сцены с применением источника света](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-2.gif)
Теперь поднимем источник света вверх, чтобы прожектор захватывал большую зону и увеличим плоскость, находящуюся под чайником (рис. 3). После этого, для изменения параметров источника света, выделите его и перейдите на вкладку Modify.
![Работа с материалами и освещением: Теперь источник света захватывает весь чайник, а плоскость увеличена](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-3.gif)
![Работа с материалами и освещением: Визуализация с включенными тенями](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-4.gif)
Но, как правило, для того чтобы правильно осветить сцену, необходимо подсветить объект вторым источником света с отключенными тенями. Поэтому создайте источник света типа Omni и расположите его как показанно на рисунке 5.
Omni - является точечным всенаправленным источником света и очень удобен для создания глобальной подсветки сцены.
После этого, в параметрах источника света активируйте свиток Intensity/Color/Attenuation и установите параметр Multiply равный 0.77.
Визуализируйте сцену.
Как видно из рисунка 5, сцена стала более сочной, яркой и реалистичной.
![Работа с материалами и освещением: Визуализированная сцена со вторым источником света в качестве подсветки](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-5.gif)
Удалите источник света Target Spotlight и установите источник света Directional.
Объект Directional Light в 3D Studio Max представляет собой нечто подобное гибриду между традиционным параллельным и точечным источником света.
Directional Light похож на точечный источник света в том, что имеет яркую точку (Hotspot) и границу действия освещения (Falloff). Это помогает управлять протяженностью, до которой можно просчитать тени на сцене, и размером границы освещения. Когда яркая точка минимизирована, Directional Light становится похож на фотографический источник света, отбрасывающий мягкий локальный свет (рис. 6).
![Работа с материалами и освещением: Установленный источник света типа Directional](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-6.gif)
Визуализируйте сцену. Результат визуализации показан на рис. 7.
![Работа с материалами и освещением: Визуализация с применением источника света Directional](/images/lessons/3d-max/urok-13-2/3d-max-urok-13-2-img-7.gif)