Практика использования стандартных источников света
Цель работы: изучение основных приемов создания, настройки источников света в 3D Studio Max.Создание источника света
Создайте плоскость для имитации поверхности. На ней установите объект типа Teapot.Первыми мы рассмотрим источники Spotlight. Они бывают Target (направленные) и Free (свободные). Разница заключается в том, что направленный источник имеет вспомогательный объект Target, который как бы "нацеливает" источник света. Мы воспользуемся направленным источником света, т.к. его легче направить в нужном направлении.
С помощью меню Create -> Standart Lights -> Target Spotlight создайте источник "направленный прожектор" и установите его как показано на рисунке 1.
Рисунок 1. Создание сцены.
Визуализируйте сцену. Результат визуализации можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2. Визуализация сцены с применением источника света.
Теперь поднимем источник света вверх, чтобы прожектор захватывал большую зону и увеличим плоскость, находящуюся под чайником (рис. 3). После этого, для изменения параметров источника света, выделите его и перейдите на вкладку Modify.
Рисунок 3. Теперь источник света захватывает весь чайник, а плоскость увеличена. В свитке Shadows установите галочку On (включены) а в качестве способа просчета тени установите Adv. Ray Traced. Визуализируйте сцену - вы увидите, что наш чайник начал отбрасывать тень (рис. 4).
Рисунок 4. Визуализация с включенными тенями.
Но, как правило, для того чтобы правильно осветить сцену, необходимо подсветить объект вторым источником света с отключенными тенями. Поэтому создайте источник света типа Omni и расположите его как показанно на рисунке 5.
Omni - является точечным всенаправленным источником света и очень удобен для создания глобальной подсветки сцены.
После этого, в параметрах источника света активируйте свиток Intensity/Color/Attenuation и установите параметр Multiply равный 0.77.
Визуализируйте сцену.
Как видно из рисунка 5, сцена стала более сочной, яркой и реалистичной.
Рисунок 5. Визуализированная сцена со вторым источником света в качестве подсветки.
Удалите источник света Target Spotlight и установите источник света Directional.
Объект Directional Light в 3D Studio Max представляет собой нечто подобное гибриду между традиционным параллельным и точечным источником света.
Directional Light похож на точечный источник света в том, что имеет яркую точку (Hotspot) и границу действия освещения (Falloff). Это помогает управлять протяженностью, до которой можно просчитать тени на сцене, и размером границы освещения. Когда яркая точка минимизирована, Directional Light становится похож на фотографический источник света, отбрасывающий мягкий локальный свет (рис. 6).
Рисунок 6. Установленный источник света типа Directional.
Визуализируйте сцену. Результат визуализации показан на рис. 7.
Рисунок 7. Визуализация с применением источника света Directional.