Esate.ru
Esate.ru Публикации Computer GraphicsФормы. Формообразование в web-дизайне

Формы. Формообразование в web дизайне

Форма в технической эстетике может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид (стайлинг, styling).

Форма - понятие материальное; ряд свойств материи формируют ее внешнюю выразительность. К ним относятся и геометрические характеристики, и ориентация в пространстве, цвет, и фактура, членение и др.
Членённые формы, в свою очередь, обладают такими свойствами как метр, ритм, пропорции, равновесие.

Геометрическая характеристика формы включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение (наличие ребер, граней, характер линии контура видимости и др.), вес, плотность, прочность.

Визуальное сравнение количества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональными категориями: тождеством, нюансом и контрастом.
  • Тождество - это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных форм.
  • Нюанс - незначительное различие свойств различных форм при значительном преобладании их сходства. Нюанс - самое изящное и тонкое средство в палитре дизайнера; только в совершенстве овладев им, можно создавать изделия высшего эстетического уровня. Нюансировка - это тот основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.
  • Контраст - резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Например, объемные формы шар и куб, одинаковые по габаритным
  • размерам, вызывают ощущение, близкое ощущению контраста межу черным и белым (рис. 1).
Контрастное восприятие вызывают: "тяжелая" часть формы рядом с "легкой", "широкая" рядом с "узкой" и т.д. (рис. 2). 

Контраст и сочетание различных форм
Психологическое воздействие формы объекта на человека

Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда представляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания или соединения двух и более элементов.

Сочетания бывают трех видов (рис. 3а):
  • пассивные соединения - связь осуществляется посредством дополнительного элемента; например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента - ручки;
  • активные соединения - два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого; например, коробка и ее крышка;
  • агрессивные соединения - взаимопроникновение форм элементов, когда один элемент как бы врезается в другой, скажем, как топор в полено.
Виды сочетание различных элементов и форм 
Главная особенность здесь - это органичность соединения элементов формы, соподчиненность, без которой целостности формы не достичь.

Кроме сочетаний элементов, различают виды форм (рис. 3б):
  • переносная (такую форму, например, имеет штемпель или шахматная фигура);
  • тянущуюся (подобная форма характерна, к примеру, для салазок);
  • вращающаяся (этой формой отличаются, например, цилиндр или винт самолета);
  • обтекаемая (такова форма падающей капли или шара; форма капли при этом является динамичной, а форма шара - статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формой куба).
Ниже приведены примеры из живой природы. В наружных формах отчетливо прослеживается динамика (рис. 4: а - различное расположение листьев на стеблях: листья растут на стебле по спиральной линии; б - диск подсолнечника: ячейки для семян образуют две группы пересекающихся кривых - спиралей; в - раковина, форма которой иллюстрируют ритмическое возрастание).
Примеры природных динамических форм
Сильным средством эмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости, придающая ей устойчивость либо неустойчивость. Форма шара, например, малоустойчива, форма куба - устойчива.

Для придания устойчивости форме в случае высотных объектов необходимо учитывать требование напряженности материала - уменьшение массы по высоте. Этого эффекта можно достичь либо незначительным отклонением от вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностью поверхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшением по высоте (рис. 5).  
Придание устойчивости формы объекту 
Расчлененность или составленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанных элементов.
Метр - повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (опоры линии электропередач, вагоны электропоезда, гирлянды цветов).
Ритмический ряд - закономерное изменение (нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели).

Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность (рис. 6: а - простой метрический ряд, б - сложный метрический ряд). По сравнению с метрическим, ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Ниже (рис. 7а,б) показаны ритмические ряды с изменением активности ритма, а также простые ритмические ряды (рис. 7в).

Такой ряд создает впечатление живости, побуждает к дальнейшему развитию и потому охотнее применяется дизайнерами. 
Примеры метрических повторов
Ритм оказывает огромное влияние на восприятие формы. Интересный прием используется в архитектуре делового парижского района Дефанс. В современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольного параллелепипеда, разное количество окон на нижних и верхних этажах. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаются шире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя часть здания кажется тяжелее, а вся конструкция устойчивей. При этом перспективное сокращение компенсируется расширяющимися окнами, и линии боковых граней здания выглядят параллельными, а не стремящимися в точку схода линейной перспективы. 
Разновидость ритма
При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция - равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность - соразмерность целого и частей.

Пропорционирование - использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру, т.е. определенный метод количественного согласования частей и целого.

Различают следующие виды пропорций:
  • арифметическую: HI - Н2 = Н2 - НЗ (рис. 8а), система пропорций подчинена метрическому ряду;
  • геометрическую: HI: Н2 = Н2: НЗ (рис. 8б); например, пропорция золотого сечения:
  • гармоническую (восемь пропорций):
Виды пропорций
Определенная система расположения прямоугольников может служить канвой для создания формы изделий (рис. 9).
Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.

Пример использования пропорций при разработке формы изделия  
  • образность предмета (кресло для работы и кресло для отдыха состоят из одних и тех же элементов, а характер мебели определяется исключительно их пропорциями);
  • гармонию формы (именно пропорциями различаются фигуры Аполлона и Квазимодо; гармония - в пропорциях объекта);
  • масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку).
Масштабность

"Человек есть мера всех вещей". Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира - всего того, что создает человек. При решении вопросов, связанных с масштабностью изделий, следует обратиться к антропометрии и эргономике, составляющим научной базы промышленного дизайна.

Размерные величины в станках, машинах, приборах, транспортных средствах, каким-либо образом связанные с человеком, определяя удобство пользования ими, оказывают прямое влияние на масштабность.

Масштаб есть одно из начал, влияющих на форму промышленного изделия. Едва на стадии инженерной компоновки хотя бы в самом общем виде прорисуется форма объекта, в то время как дизайнер начинает ее проработку "по человеку".
Почувствовать масштаб изделия позволяют, например, расположенные на определенной высоте какие-либо рычаги и кнопки, за которыми "угадывается" человек.

Кроме того, именно от формы зависит, считать объект большим или маленьким. Объекты разной масштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. Анализ форм объектов растительного и животного мира свидетельствует о существовании в природе закономерных различий форм большого и малого организма. Сравните недавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и раскрывшийся цветок, фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого организма обычно сложнее и четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт.

Закономерности формообразования в природе применимы и в технике, конструировании, архитектуре. Очевидно, что силуэт малолитражного автомобиля сильно отличается от формы представительского лимузина. Масштабность в технических изделиях проявляется довольно наглядно (рис. 10). Здесь представлены два настольных прибора разного назначения, но примерно одного и того же размера.   
Проявление масштабности в технических изделиях
Например, автобус на рис. 10а кажется настоящим и большим. Однако на рис. 10б, соотнося размер автобус с ребенком, становится понятно, что на самом деле это игрушка.  
Итак, масштабность рассмотренному предмету придают пропорции формы и элементы, соотносимые с человеком. Масштабностью достигаются гармоничность и единство формы.

Основные формообразующие факторы

Согласованность различных свойств формы природы (конструктивных, структурных, пропорциональных, фактурных) с условиями существования, целесообразностью и закономерностью предопределяет основные эстетические признаки.
Та же закономерность и целесообразность присуща и предметной среде. Здесь дизайнер может и должен подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой и т. п.

Выразительность формы объектов предметной среды определяют:
  • ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);
  • ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);
  • способы и средства изображения, взаимодействующие с поверхностью (динамичность, объем, фактура, цветовое покрытие и т. д.).
Закономерности создания предметов аналогичны закономерностям природных форм. Перечислим лишь основные:
  • конструкция определяется функциями;
  • Отдельные части связаны с конструктивной основой пропорциональным взаимодействием;
  • Масса распределена в зависимости от назначения частей и свойств мате-риала, поверхность, ограничивающая форму, зависит от свойств материала.
Эстетическая оценка изделия предусматривает анализ связей между его формой и функцией, формой и конструкцией, формой и материалом, формой и процессом изготовления, а также оценку объективных закономерностей, лежащих в основе гармонии.

Так, внешний вид изделия в значительной степени определяется технологией его изготовления. Например, использование легко формируемых материалов и внедрение таких технологичных процессов обработки, как вакуумное прессование пластмасс, литье по выплавляемым моделям и т. п., позволяют резко сократить количество деталей в структуре изделия, тем самым заставляя дизайнера искать более общие, соответствующие характеру изделия формы (рис. 11).

Взаимообусловленность конструкции, материала и формы предопределяет композицию всякого изделия.
Впрочем, форма в технике эволюционирует не только в соответствии с описанными выше факторами, но и под воздействием существенных изменений конструкции в зависимости от стиля, а также от преходящих влияний моды, затрагивающей, главным образом, "внешние слои" структуры изделий.
Влияние технологии изготовления на форму изделия

Источник: Esate.ru
01 Января 2012


Комментарии (из ветки форума)

Авторизируйтесь или Зарегистрируйтесь
чтобы оставлять комментарии.

Компьютерная графика.

ComputerGraphics

Данный раздел посвящен различным мультимедийным технологиям, которые вы можете использовать на создаваемом сайте. Здесь же подробно изложены основы графического web дизайна - немаловажная информация при разработке собственного сайта.

Регистрация

Регистрируясь, вы принимаете правила сайта. Если вы не получили код подтв. регистрации - не забудьте проверить папку спам.
Логин*
Email*
Пароль*
Подтверждение пароля*
 
Логин*
Код*
 

Восстановление пароля

Пожалуйста, заполните поля, после чего вы получите код подтверждения на ваш E-mail. Если код не пришел в течении нескольких минут - проверьте папку спам.
Логин

или Email
 
Логин*
Код подтверждения*
Новый пароль*
Подтверждение пароля*
 

Авторизация

Пожалуйста, авторизуйтесь, для входа на сайт с помощью соц. сети:
  • Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
  • Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
  • Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.

или с помощью аккаунта на сайте:

Логин
Пароль