2.2 Создание первого оконного приложения в .NET. "Убегающее окно".

Теперь пришло время создать наше первое оконное приложение.
Важные темы, рассматриваемые в данной части:
  1. Как создать новое оконное приложение в C# .NET
  2. Как добавить новые элементы на форму
  3. Как отследить перемещение мыши по форме
  4. Как реализуется генерация случайных чисел (random) в С# .NET
  5. Как определить разрешение экрана в С# .NET
Разрабатываемое приложение будет представлять собой небольшую форму, повторяющую идею давным-давно придуманной программы: на форме будет содержаться вопрос «Вы стремитесь сделать мир лучше?». При попытке наведения указателя мыши на кнопку «Да, конечно!» окно будет убегать от нас. Нажатие на кнопку «Нет» не будет ничем ограничено.

Создавая данную программу, мы рассмотрим основные принципы создания оконных приложений в C#, а также методы реализации с помощью них каких-либо конечных целей: в нашем случае - это забавно убегающее окно.

Создайте новый проект, в качестве типа шаблона установите приложение Windows Forms, как показано на рисунке 1:
Уроки OpenGL + C#: Создание нового оконного проекта в MS Visual Studio Рисунок 1. Создание нового проекта.
Назовите проект RandWindow и нажмите кнопку ОК.

Рабочее окно MS Visual Studio содержит следующие вспомогательные окна (рис. 2).
Уроки OpenGL + C#: Вспомогательные окна Рисунок 2. Вспомогательные окна.
На рисунке цифрам отмечены:
  1. Окно Toolbox (Панель элементов управления) - элементы управления вы можете разместить на создаваемой форме.

  2. Окно Solution Explorer (Обозреватель решений) - здесь вы сможете увидеть следующие узлы: Properties - настройки проекта, Links (Ссылки) - подключенные к проекту библиотеки, а также созданные и подключенные к проекту файлы исходных кодов (с расширением .cs) и подключенные к проекту формы (например, Form1).

  3. Окно Class View (Окно классов) - здесь представлены все созданные в программе классы.

  4. Окно Properties (Свойства) - выбрав любой элемент управления или даже форму, вы сможете увидеть все параметры данного объекта, а также изменить значения, установленные в них по умолчанию.
Создание оконных приложений сводится к созданию всех необходимых диалоговых окон, а также к размещению на них необходимых элементов. В дальнейшем мы настраиваем обработку событий, создаваемых пользователем, и настраиваем технические аспекты работы программы. В нашем случае сначала разместим все необходимые элементы управления на главной форме, после чего добавим обработчик события перемещения мыши и обработку нажатия кнопок.

Добавление новых элементов управления на форму


Итак, после того как вы ввели имя проекта, установили необходимый шаблон и нажали кнопку ОК, MS Visual Studio автоматически создаст каркас оконного приложения, после чего мы сможем добавить на него новые оконные элементы.

Для этого необходимо перетащить необходимый оконный элемент из окна инструментов (ToolBox).

Нашему окну потребуется 2 элемента поля для ввода, в которые мы будем выводить координаты указателя мыши, что облегчит нам понимание работы программы.

В центре окна будет находиться надпись, которую мы создадим с помощью элемента Label.
Снизу будут расположены 2 кнопки.

Немного растяните заготовку окна. Если вы нажмете на него правой кнопкой, то откроется контекстное меню. В нем нажмите на пункте свойства, после чего вы сможете изучить различные параметры окна, которые вы можете изменить. На рисунке 3 изображены самые (как правило) необходимые свойства:
Уроки OpenGL + C#: Различные свойства окна (формы) в C# .NET Рисунок 3. Различные свойства окна (формы) в C# .NET.
Немного растяните заготовку окна и добавьте все необходимые элементы. На рисунке 4 вы можете увидеть их в окне ToolBox:
Уроки OpenGL + C#: Перетаскивайте необходимые элементы из окна Toolbox на создаваемую форму Рисунок 4. Перетаскивайте необходимые элементы из окна Toolbox на создаваемую форму.
Перейдите в свойства строки Label1, где измените текст на «Вы стремитесь сделать мир лучше?». Также измените тип шрифта, для этого найдите свойство Font (рис. 5).
Уроки OpenGL + C#: Свойство Font элемента Label Рисунок 5. Свойство Font элемента Label.
После чего установите тип шрифта Tahoma, ширину шрифта Bold и размер равный 16 (рис. 6).
Уроки OpenGL + C#: Установки шрифта Рисунок 6. Установки шрифта.
Далее измените текст на кнопках, используя свойство Text.

Полученная заготовка окна программы будет выглядеть следующим образом (рис. 7).
Уроки OpenGL + C#: Форма будет выглядеть следующим образом Рисунок 7. Форма будет выглядеть следующим образом.

Техническая часть работы программы

  1. Сначала мы добавим обработчик события перемещения мыши и реализуем вывод ее координат x и y в два созданных поля ввода.
  2. Далее мы создадим функции обработчики щелчка по каждой из клавиш мыши (особенно усердные пользователи все же смогут попасть по кнопке «Да, конечно!»).
  3. Далее мы добавим код, реализующий случайное перемещение окна в том случае, если курсор приблизиться к кнопке «Да, конечно!».

Определение перемещения указателя мыши по форме


Щелкните непосредственно на части формы создаваемого приложения (НЕ на одном из элементов).

Теперь перейдите к свойствам формы с помощью щелчка правой кнопки мыши -> контекстное меню свойства.

Теперь необходимо перейти к списку возможных событий, которые может получать данное окно. Для этого щелкните на кнопке «Event» (события), как показано на рисунке 8:
Уроки OpenGL + C#: Переход к списку возможных событий Рисунок 8. Переход к списку возможных событий.
Когда пользователь передвигает указатель мыши по нашему окну, операционная система посылает сообщение программе с текущими координатами указателя. Они-то нам и нужны.

Чтобы назначить обработчик данного события, найдите строку MouseMove (рис. 9), после чего сделайте двойной щелчок в поле справа от нее – автоматически добавится обработчик события движения мыши и добавится функция Form1_MouseMove в коде нашей программы.
Уроки OpenGL + C#: После двойного щелчка справа от MouseMove появиться данная строка, и автоматически совершится переход к коду функции-обработчика данного события Рисунок 9. После двойного щелчка справа от MouseMove появиться данная строка, и автоматически совершится переход к коду функции-обработчика данного события.
Добавьте в эту функцию 2 строки, чтобы ее код стал выглядеть следующим образом.

/*http://esate.ru, Anvi*/

private void Form1_MouseMove(object sender, MouseEventArgs e) 
{ 
  // ппереводим координату X в строку и записывает в поля ввода 
  textBox1.Text = e.X.ToString(); 
  // переводим координату Y в строку и записывает в поля ввода 
  textBox2.Text = e.Y.ToString();
} 



Данная функция, обрабатывающая событие перемещения указателя мыши над формой, получает 2 параметра: объект отправитель и экземпляр класса MouseEventsArgs, содержащий информацию о координатах указателя мыши и других текущих свойствах.

textBox1 и textBox2 это экземпляры класса textbox, реализующие управление нашими элементами поля для ввода.

Член данных экземпляров Text позволяет установить текст в данных полях.

Таким образом, если теперь откомпилировать программу (F5), при перемещении указателя мыши по форме окна мы будем видеть координаты указателя (внутри формы), которые будут непрерывно изменяться.

Теперь вернемся к заготовке нашей формы. Для это щелкните на соответствующей закладке (Form1.cs [Конструктор]), как показано на рисунке 10:
Уроки OpenGL + C#: Переход к конструктору форм C# Рисунок 10. Переход к конструктору форм C#.
Сделайте двойной щелчок по первой кнопке: Visual Studio автоматически добавит код обработки данной кнопки при нажатии.

Добавьте следующие строки кода:

/*http://esate.ru, Anvi*/

private void button1_Click(object sender, EventArgs e) 
{ 
  // Вывести сообщение с текстом "Вы усердны" 
  MessageBox.Show( "Вы усердны!!"); 
  // Завершить приложение 
  Application.Exit();
} 



Теперь снова вернитесь к конструктору и добавьте вторую кнопку, также с помощью двойного щелчка по ней.

Она будет содержать следующий код:

/*http://esate.ru, Anvi*/

private void button2_Click(object sender, EventArgs e) 
{ 
  // Вывести сообщение, с текстом "Мы не сомневались в вешем безразличии" 
  // второй параметр - заголовок окна сообщения "Внимание" 
  // MessageBoxButtons.OK - тип размещаемой кнопки на форме сообщения 
  // MessageBoxIcon.Information - тип сообщения - будет иметь иконку "информация" и соответствующий звуковой сигнал 
  MessageBox.Show("Мы не сомневались в вешем безразличии","Внимание", MessageBoxButtons.OK, MessageBoxIcon.Information);
} 


Как видите, здесь мы немного усложнили код вызова окна-сообщения, чтобы продемонстрировать то, как оно работает, более подробно. Все параметры передаваемые в функцию Show закомментированны в исходном коде.

Теперь нам осталось только реализовать перемещение окна в тот момент, когда мышь приближается к кнопке «Да, конечно».

Для этого мы добавим код в функцию:

private void Form1_MouseMove(object sender, MouseEventArgs)

Принцип очень прост: получая координаты движения мыши, мы проверяем не входят ли они в квадрат, очерчивающий нашу кнопку с небольшим запасом. Если да, то мы генерируем 2 случайных числа, которые будут использованы для перемещения окна.

Мы бы могли просто отслеживать сообщение о наведении указателя мыши на кнопку, но оно приходит с заметной задержкой, в связи с чем пользователь без особого труда нажмет на кнопку да, поэтому мы будем просто вычислять попадание курсора в зону вокруг кнопки.

Также нам понадобится объявить несколько "рабочих" переменных, которые мы будем в дальнейшем использовать.

Генерация случайных чисел


Класс Random в C# представляет собой генератор псевдослучайных чисел - т.е. данный класс отвечает за выдачу последовательности чисел, отвечающую определенным статистическим критериям случайности.

Random rnd = new Random();

Здесь мы объявили экземпляр класса Random (rnd), с помощью которого мы будем генерировать случайные числа. В дальнейшем мы будем использовать код, вида rnd.Next (диапазон_генерации) или rnd.Next (от, до -1) для генерации случайного числа.

Также мы объявим еще несколько переменных, часть из которых сразу будет инициализирована.

/*http://esate.ru, Anvi*/

Point tmp_location; 
int _w = System.Windows.Forms.SystemInformation.PrimaryMonitorSize.Width; 
int _h = System.Windows.Forms.SystemInformation.PrimaryMonitorSize.Height; 



tmp_location объявляется для того, чтобы в будущем временно хранить текущее положение окна.

Также нам следует подумать о том, что при случайном перемещении, наше окно может выйти далеко за пределы экрана.

Чтобы определить разрешение экрана в C# .NET, мы будем использовать:


/*http://esate.ru, Anvi*/

System.Windows.Forms.SystemInformation.PrimaryMonitorSize



_h и _w будут хранить в себе размеры экрана пользователя, которые определяются при их инициализации.
Теперь код этой функции будет выглядеть следующим образом:

/*http://esate.ru, Anvi*/

private void Form1_MouseMove(object sender, MouseEventArgs e) 
{ 

  // переводим координату X в строку и записывает в поля ввода 
  textBox1.Text = e.X.ToString(); 
  // переводим координату Y в строку и записывает в поля ввода 
  textBox2.Text = e.Y.ToString();

  // если координата по оси X и по оси Y лежит в очерчиваемом вокруг кнопки "да, конечно" квадрате 
  if (e.X > 80 && e.X < 195 && e.Y > 100 && e.Y < 135) 
  {
    // запоминаем текущее положение окна 
    tmp_location = this.Location; 

    // генерируем перемещения по осям X и Y и прибавляем их к хранимому значению текущего положения окна 
    // числа генерируются в диапазоне от -100 до 100. 
    tmp_location.X += rnd.Next(-100, 100); 
    tmp_location.Y += rnd.Next(-100, 100); 

    // если окно вылезло за пределы экрана по одной из осей 
    if (tmp_location.X < 0 || tmp_location.X > (_w - this.Width / 2) || tmp_location.Y < 0 || tmp_location.Y > (_h - this.Height / 2)) 
    { // новыми координатами станет центр окна 
      tmp_location.X = _w / 2; 
      tmp_location.Y = _h / 2;
    } 

    // обновляем положение окна, на новое сгенерированное 
    this.Location = tmp_location;
  }

} 



Вот, собственно, и все. Откомпеллировав приложение, можете попробовать нажать на кнопку "Да, конечно". Это будет крайне трудно.
Прикрепленные файлы для скачивания:

Нет доступа к просмотру комментариев.

^