Цвет в дизайне

Цвет - это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. По другому говоря, цвет – это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части светового излучения зрительным аппаратом человека. Цветоведение - наука, определившаяся как самостоятельная отрасль знаний лишь в прошлом столетии, привлекала исследователей давно.

Среди них можно назвать титанов эпохи Возрождения – художников: Леонардо да Винчи, Леона Батиста Альберти, Вазари, Дюрера; физиков и ученых эпохи просвещения и нового времени: Ломоносова, Ньютона, Гельмгольца и пр. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).
Крайние цвета спектра - вишнево-красный и сине-фиолетовый - несколько схожи: в одном чувствуется фиолетовость, в другом - красноватость.
Цветной круг палитры, холодные и теплые оттенки Если смешать их, получаются промежуточные по цветовому тону так называемые пурпурные, или пурпуровые, цвета. Добавив пурпурные цвета к спектральным (поместив их между вишнево-красными и сине-фиолетовыми), спектр можно замкнуть в кольцо, то есть представить его в виде круга, который так и называют цветовой круг. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую - голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Первые из них называют теплыми цветами, вторые - холодными. Отнесение цветов к теплым и холодным основано на том, что красные, оранжевые, желтые цвета напоминают цвет огня, солнечного света, накаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета напоминают цвет воды, воздушной дали, льда. Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Теплые и холодные цвета играют большую роль в дизайне.

Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:
  1. ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
  2. хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
    • теплая гамма: желтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния;
    • холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
    • дополнительные цвета: синий, оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый (дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов (или цветовом круге) диаметрально, друг против друга).
  3. ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого черному.
Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Цветовые модели и палитры

Цветовая модель - это представление цвета путем его разложения на базовые компоненты. В цветовой модели для каждого оттенка, входящего в цветовую гамму модели, определяется доля цветовых компонентов, которые характеризуют выбранную модель.
Наиболее распространенными цветовыми моделями являются следующие модели:
  • RGB (Red - красный, Green - зеленый, Blue - синий);
  • CMYK (Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, Black - черный);
  • HSB (Hue - оттенок, Saturation - насыщенность, Brightness - яркость).
Большинство цветовых моделей описывают цвета, входящие в цветовое пространство соответствующего устройства. В частности, модель RGB используется при воспроизведении цветов на экране монитора, сканировании, а также печати на цветном струйном принтере. Модель CMYK применяют в полиграфии.

Давайте поговорим про цветовую модель RGB.

Глаз человека воспринимает длины волн в диапазоне от 400 до 700 нм. Длину волны от 430 нм до 470 нм человеческий глаз воспринимает как синий цвет, в диапазоне от 500 до 540 нм, как зеленый цвет и в диапазоне от 620 до 700 нм, как красный цвет. В компьютерной промышленности эти цвета называются тремя первичными цветами. Для их обозначения и используется цветовая модель RGB. Все цвета, встречающиеся в природе, можно создать, смешивая свет трех этих длин волн, варьируя их интенсивности.

Смесь, состоящая из 100% каждого цвета, дает белый свет.

Смесь 0% от каждого цвета дает отсутствие света или черный свет.

Искусство воспроизведения цвета путем сложения в различных пропорциях трех первичных RGB цветов называется аддитивным смешением.

Путем проекции трех цветов: красного, зеленого и синего на светлую поверхность можно получить большинство цветовидимой области спектра, например голубой, пурпурный и желтый. Этот принцип используется для воспроизведения цвета в видео и в компьютерных мониторах. Будучи определена природой компьютерных мониторов, система цветов RGB является самой популярной и распространенной.

И это естественно, так как аппаратные средства, которые вы используете, явно или неявно влияют на характер и процесс вашей работы с цветом. Однако именно в этом проявляется и недостаток системы RGB, она исключительно зависима от устройства. При замене устройства изменяются и цвета. Она не очень подходит для воспроизведения цвета, когда в одном комплексе должны работать сканер, принтер и монитор. Цветовые модели CMYK & RGB Поскольку она использует три аддитивных первичных цвета, она не подходит для раскраски или для красителей и пигментов, используемых при печати, поскольку те используют другой набор первичных цветов (голубой, пурпурный, желтый) - цветовую модель CMYK. Три вторичных цвета CMY при смешивании создают черный цвет. Выражение цвета путем вычитания из белого света одной из компонент называется субтрактивным смешением.

Краски или красители создают цвет субтрактивным методом: когда краситель или пигмент поглощает красный и отражает зеленый и синий свет, мы видим голубой. Когда он поглощает зеленый и отражает синий и красный, мы видим пурпурный. Голубой, пурпурный и желтый являются тремя базовыми цветами, используемыми в субтрактивном смешении. Цвета в таких светящихся устройствах, как телевизоры и компьютерные мониторы формируются путем смешивания трех первичных цветов RGB, но такие средства воспроизведения цвета, как печатные издания и картины работают на поглощении одних длин волн и отражение других три вторичных цвета CMY. Поскольку реальные чернила CMY не создают чисто черного цвета, он получается темно коричневым, а так как при создании черного цвета с помощью модели CMY тратится в три раза больше красок, то к этим трем цветам добавляется отдельно черный цвет (К) и модель называется CMYK. Диапазон представления цветов CMYK хуже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета получаются более темными и приглушенными.
Для расширения цветового охвата применяют цветоделение на шесть красок. Модель HexaChom - в ней кроме цветов CMYK используются дополнительные - Green и Orange (зеленый и оранжевый). В современной цифровой, широкоформатной и офсетной печати используется система 12 цветов.

Цветовые модели CIE. Эти цветовые модели были разработаны Международной комиссией по освещению. Они основаны на реакции человеческого глаза на RGB и спроектированы так, чтобы точно представлять восприятие цвета человеком. Эти модели используются для того, чтобы определять так называемые аппаратно независимые цвета, которые могут правильно воспроизводиться устройствами любого типа: сканерами, мониторами и принтерами. Эти модели широко применяются, потому что их легко использовать на компьютерах и они описывают широкий диапазон цветов.

Системы цветов HSB и HSL

Системы цветов RGB и CMYK базируются на ограничениях, накладываемых аппаратным обеспечением (мониторами компьютеров в случае RGB и типографскими красками в случае CMYK). Более интуитивным способом описания цвета является представление его в виде тона, насыщенности и яркости - система HSB.

Она известна также как система HSL (тон, насыщенность, освещенность). Тон представляет собой конкретный оттенок цвета, отличный от других: красный, зеленый, голубой и т. п. Вы можете видеть как изменяется цвет фотографии с натюрмортом при воздействии на нее цветового тона. Насыщенность цвета характеризует его относительную интенсивность (или чистоту). Уменьшая насыщенность фотографии с натюрмортом мы делаем цвета более пастельными или блеклым и размытым, а увеличивая насыщенность получаем более яркие или ядовитые и резкие цвета.

Яркость (или освещенность) цвета показывает величину черного оттенка, добавленного к цвету, что делает фотографию с натюрмортом более темной, или уменьшая, что делает ее более светлой. Система HSB хорошо согласуется с моделью восприятия цвета человеком. Тон является эквивалентом длины волны света, насыщенность - интенсивности волны, а яркость общего количества света. Система HSB имеет перед другими системами важное преимущество: она больше соответствует природе цвета.

Недостатком этой системы является то, что для работы на мониторах компьютеров ее необходимо преобразовывать в систему RGB, а для четырехцветной печати - в систему CMYK. При использовании цветовых моделей цвет может быть задан путем ввода его числовых значений. В данном случае цвет выбирается из библиотеки (в графической программе таких библиотек несколько), и можно руководствоваться только названием цвета и его представлением на экране.

Во многих графических программах, особенно в тех, которые специализируются на обработке векторных изображений, предусмотрена возможность использования каталогизированных цветов не только при обработке изображений, но и при выводе на печать. Это означает, что при помощи программы можно создать цветовыделенные пленки, каждая из которых предназначена для печати краской того цвета, который был выбран из библиотеки при создании изображения. Качество печати при этом возрастает, поскольку печать выполняется красками с чистым цветом и растрирование изображений не производится.
Добавить комментарий
Расширенный режим добавления комментариев доступен на форуме: загрузка изображений, цитирование, форматирование текста, и т.д.
Ваше имя:
Текст сообщения:
^